проблема со сном при коронавирусе

Проблема со сном после коронавируса

Частым последствием после перенесенного коронавируса становится бессонница. Проблемы со сном во время ковида и даже при выздоровлении наблюдаются у каждого четвертого человека. В дальнейшем без правильно организованного лечения такие неприятности могут перейти в тревожное расстройство, депрессию, другие серьезные заболевания.

Как связана проблема со сном и коронавирус?

Исследования влияния новой коронавирусной инфекции на нервную систему продолжаются. Уже известно такое понятие, как ковид-ассоциированная инсомния – бессонница, форма нарушений сна. Чаще всего она встречается в возрасте после 40 лет у женщин, причем у жителей мегаполисов риск ее развития еще больше.

Патологический процесс запускается, когда вирус поражает определенные участки мозга, ответственные за сон и нормальное бодрствование. Уменьшение продолжительности сна может наблюдаться уже в инкубационный период инфекции. Когда болезнь активно развивается, а самочувствие плохое, есть два патологических варианта развития событий:

• сильная бессонница;
  • увеличение продолжительности сна с появлением кошмарных сновидений, головной боли.

Кроме прямого воздействия вируса на клетки ЦНС, причиной бессонницы может стать агрессивная иммунная реакция, или цитокиновый шторм. Он вызывает воспаление нервных тканей, которое возникает из-за выделения особых белков. Накладывается на ситуацию и тревога пациента за свое здоровье, самочувствие близких, так называемая коронафобия.

Зачастую проблемы со сном после ковид не проходят, а только закрепляются или даже прогрессируют. Причиной могут стать его последствия:

• гормональные сбои;
  • астения;
  • остаточный температурный «хвост»;
  • нарушения работы легких;
  • гипоксия;
  • стресс;
  • снижение количества мелатонина.

Порой в бессоннице виновны препараты от коронавируса, антибиотики и другие лекарства, которые больному пришлось принимать дома или в стационаре.

проблемы со сном после ковиде

Проблемы со сном после коронавируса – как избавиться

Для начала можно попробовать простые методы решения неприятностей со сном. Если пациент уже выздоровел, надо больше гулять, бывать на воздухе. Спать днем не рекомендуется – это может привести к устойчивым сбоям в распорядке сна и бодрствования, разве что при сильной сонливости и в течение 30-60 минут. Специалисты дают и другие советы:

• не пить кофе, крепкий чай во второй половине дня;
  • не смотреть в телефон, планшет непосредственно перед сном;
  • не потреблять тяжелую пищу на ночь;
  • постараться минимизировать стресс;
  • принимать добавки с магнием, растительные средства от бессонницы.

В спальне вечером и в течение дня должна быть комфортная температура и влажность, ведь при неблагоприятном микроклимате уснуть очень тяжело. Если указанные меры не помогают, стоит посетить профильного специалиста, чтобы не пропустить усугубление неприятностей.

Если возникла проблема со сном, к какому врачу обратиться?

Бессонница после коронавируса может сложно поддаваться лечению и требовать комплексного терапевтического подхода. Основной врач по проблеме со сном – это сомнолог, который назначит комплекс обследований, и, при необходимости, перенаправит пациента к неврологу, психотерапевту (в зависимости от сложности случая).

Врач проведет осмотр, опросит пациента, оценит продолжительность и качество сна и установит диагноз. В поиске сопутствующих заболеваний помогут результаты анализов:

• гормоны щитовидной железы;
  • ферритин;
  • сывороточное железо;
  • магний;
  • биохимия крови;
  • витамины;
  • общий белок и т.д.

Нередко пациентам требуется выполнение ЭЭГ, ЭКГ, полисомнографии, пульсоксиметрии, респираторного мониторирования. Расширенные исследования чаще всего нужны при появлении апноэ, чувства удушья, а также при наличии другой дополнительной симптоматики.

Проблемы с сном после ковида – лечение

Не стоит заниматься самолечением, если опыт применения домашних мер против бессонницы оказался неудачным. Опытные специалисты Клиники медицины сна (Ростов-на-Дону) оценят сложность и тяжесть клинического случая и дадут исчерпывающие рекомендации по восстановлению сна. Особенно важно сразу обратиться за помощью людям старше 45 лет, у которых уже могут быть проблемы с сосудами – при длительно текущей инсомнии есть риск развития гипертонии и других заболеваний.

Прием снотворных далеко не всегда показан пациенту. Лечение подбирается на основе мониторинга дыхательных функций, работы нервной системы. Зачастую выздороветь помогает восполнение дефицита минералов, витаминов, терапия мелатонином, антидепрессантами. Врач может назначить физиотерапию, ЛФК, рефлексотерапию, специальную диету. Мы поможем восстановить здоровый сон и избавиться от последствий инфекции — обращайтесь за помощью!