женщина не может заснуть

Нарушение сна: причины и лечение у взрослых

Распространенность нарушений сна у взрослых очень высока. Бессонница (инсомния) может протекать в разных формах и характерна для 45-50% населения. С возрастом ее частота увеличивается, степень тяжести усиливается, последствия – становятся серьезнее. Важно вовремя обратить внимание на проблему и начать лечение до появления осложнений.

Нарушение сна у взрослого: разновидности

В понятие инсомнии включают группу состояний и заболеваний, протекающих с нарушением длительности, качества, структуры сна. Любая форма бессонницы приводит к ухудшению самочувствия человека днем. Если он плохо засыпает, рано просыпается, мучается от пробуждений ночью, то утром не может ощущать себя отдохнувшим. Силы и баланс энергии не восстанавливаются, работоспособность падает, как и качество жизни.

У одних людей инсомния появляется периодически и проходит, у других – становится настоящей болезнью, сопровождается другими клиническими признаками. По времени течения она бывает острой (до месяца), краткосрочной (до полугода), хронической (более 6 месяцев). Прочие виды бессонницы:

• по тяжести – легкая, средняя, тяжелая;
  • по появлению – ситуационная, постоянная;
  • по происхождению – первичная, вторичная.

Из-за низкой продолжительности сна днем может появиться гиперсомния – выраженная сонливость, с которой трудно бороться.

Нарушение сна: причины у взрослых

Часто человек сам становится виновником проблем с засыпанием. В результате позднего укладывания, отсутствия регулярного графика пробуждения, избытка искусственного света вечером, использования гаджетов развивается бессонница. Во многих случаях налаживание гигиены сна приводит к восстановлению его качества. Аналогичные факторы – частые смены часовых поясов, злоупотребление кофе, энергетиками.

Психологические причины тоже могут отрицательно сказываться на скорости засыпания. Тревожность, депрессия, хронический стресс, плохие мысли сильно нарушают отдых, и инсомния переходит в хроническую фазу. Реже бессонницу вызывают соматические болезни организма:

• патологии щитовидной железы;
  • нарушения строения носоглотки, миндалин;
  • недержание мочи;
  • аритмия.

синдром обструктивного апноэ

Порой болезнь нарушение сна вызывает синдром обструктивного апноэ. Из-за сужения просвета ротоглотки ночью появляется сильный храп, и на утро человек ощущает себя невыспавшимся.

К какому врачу обращаться при нарушении сна у взрослых

При любых проявления инсомнии стоит обратиться к сомнологу. Специалист поможет найти причины состояния, при подозрении на сопутствующие заболевания направит к терапевту для совместного подбора лечения. В ряде случаев понадобится консультация психотерапевта, психиатра. Обычно при психических нарушениях параллельно пациент страдает от таких симптомов:

• быстрая утомляемость;
  • нарушение внимания;
  • пассивность;
  • плохое настроение;
  • заторможенные реакции.

Важным методом диагностики нарушений является полисомнография. Она поможет записать данные ЭЭГ мозга, тонус и движение мышц, уровень сатурации, другие важные показатели. Дополнительно могут потребоваться консультации невролога, эндокринолога, нефролога.

Лечение нарушения сна у взрослых

Опытный сомнолог начинает терапию с рекомендаций по соблюдению гигиены сна. В зависимости от причины, этих мер может хватить, чтобы наладить его длительность и качество, вернуть нормальную работоспособность днем. Врач обозначит правила режима дня, системы питания, занятий спортом и т.д.

При выраженной бессоннице назначаются специальные препараты, которые относятся к группе снотворных. Лекарства на основе разительных компонентов бывают эффективны не всегда. Хроническая инсомния требует более серьезного врачебного вмешательства. Современное лечение нарушений сна не вызывает привыкания, не провоцирует вялости и сонливости днем.

Специалисты Клиники медицины сна в Ростове-на-Дону помогут найти причины бессонницы, назначат подходящую терапию строго с учетом противопоказаний. Мы практикуем комплексный подход – от психотерапии до консервативного и физиолечения, поэтому наши пациенты быстро восстанавливают сон и возвращают качество жизни. Обращайтесь!