Современные методики лечения храпа

Лечение храпа современные методики

Храп принято считать акустическим феноменом, который возникает при вибрации элементов ротоглотки при патологических состояниях, функциональном нарушении мышечного аппарата глотки. Эти неприятные звуки не так уж и безобидны, как многие считают. Рассмотрим основные причины, провоцирующие это состояние и современные методы терапии в клинике Ростова-на-Дону «Юг-клиника».

Храп: причины возникновения

Врачи обнаружили, что наиболее громкие храпящие звуки издаются при фазе быстрого сна. В этот период наблюдается максимальное расслабление мышц шеи, глотки. Что касается апноэ, так эти приступы беспокоят спящего больше 10 раз за час. Их продолжительность может достигать более 10 сек. Именно громкий храпящий звук считается проявлением СОАС (апноэ).

Причины храпа

Такое состояние, как СОАС считается опасным для сердца, сосудов. Остановки дыхания у спящих людей могут стать причиной внезапной смерти. Какой врач поможет справиться с этим симптомом, рассмотрим дальше.

Само храпение представлено звуковыми волнами. Они появляются ночью из-за неравномерного прохода воздушной струи через пути дыхания. Врачи чаще фиксируют громкие звуки у пациентов с лишним весом и пожилых. Расслабление мышц гортани, шеи при быстром сне и провоцирует их возникновение. Расслабленные ткани способны закрывать просвет путей органов дыхания. Площадь воздушной струи уменьшается, при этом скорость потока увеличивается. Сильные вибрации небной части становятся производителем храпящего звука.

Похрапывание может возникать на фоне определенных заболеваний:

• нарушение дыхания носом, которую провоцируют различные патологические состояния (синусит, ринит, спровоцированный аллергией, деформация перегородки носа, аденоиды);
  • увеличенные миндалины;
  • аномальное строение других тканей, расположенных в полости рта (возможно удлиненное мягкое небо, западение, увеличение языка (его заднего отдела). Также причиной может быть изменение небного язычка (он может утолщаться, удлиняться);
  • тонзиллит;
  • инфекционные болезни.

Чаще громкие звуки возникают в случае, когда человек спин на спине. Мягкие ткани способны при этом перемещаться книзу, закрывая просвет путей органов дыхания.

У детей похрапывание могут провоцировать следующие причины:

• аномалия путей дыхания;
  • болезни миндалин;
  • заложенность проходов носа;
  • ожирение;
  • аденоидит.

Если не лечить указанное состояние своевременно, возможно отставание в развитии. Также могут наблюдаться снижение качества обучаемости в школе, ВУЗе.

Характерные симптомы

Симпотмы храпа

Похрапывание у детей сопровождается нижеперечисленными симптомами:

• гнусавость голоса (ее чаще родители замечают утром), боли горла;
  • снижается качество памяти;
  • ребенок становится раздражительным;
  • днем наблюдается сонливость;
  • наблюдаются поведенческие расстройства;
  • беспокоят головные боли;
  • по утрам малыш выглядит вялым;
  • концентрация внимания снижается.

Бывает, что на развитие патологии указывает лишь сильный храп. Какой врач будет заниматься лечением храпа? Родителям необходимо записаться на консультацию к ЛОРу в клинику «Юг-клиника», если они заметили слишком громкий храп, пробуждения ночью из-за затрудненного дыхания, остановку дыхания, беспокойство во время ночного отдыха. Также обратитесь к сомнологу.

Диагностика и лечение храпа

Терапию апноэ нужно начинать, как можно раньше. Это состояние врачи не могут назвать абсолютно безопасным. Раннее лечение патологического состояние позволит:

• исключить кислородное голодание мозга;
  • остановить ухудшение памяти;
  • предупредить развитие болезней сердца из-за периодической перегрузки миокарда;
  • избежать СОАС;
  • остановить развитие нарушения сна.

В нашей клинике специалисты ведут лечение храпа современными методами. Записывайтесь на прием к квалифицированным врачам первой, высшей квалификационной категории. Изначально взрослого, юного пациента ожидает первичная консультация. Врач проводит осмотр, диагностику, которые позволяют ему подтвердить предположенный диагноз. Для более точной диагностики специалист может назначить такие диагностические методы:

• ларингоскопия;
  • риноскопия (задняя, передняя);
  • орофарингоскопия.

Современные методы терапии храпа

Специалисты в клинике используют методы терапии, которые заключаются в нормализации тонуса глотки, избавлению от факторов, провоцирующих уменьшение просвета путей дыхания. Врачи подбирают метод, который с минимальным риском способен справиться с храпом. Рассмотрим основные методы терапии апноэ.

Позиционная терапия

Когда храпение неосложненное или диагностирован позиционный СОАС, врачи могут порекомендовать позиционную терапию. Для ее использования предварительная консультация врача необязательна.

Мягкие структуры глотки западают обычно при сне на спине. Суть рассматриваемой терапии в использовании вспомогательного приспособления (пояс, рюкзак), которое одевают на спину. Это приспособление предназначено для того, чтобы человек не спал на спине. Но этот метод может спровоцировать бессонницу, депрессивные расстройства, повышенную утомляемость.

Медикаментозная терапия

Когда причиной похрапывания, СОАС выступает ожирение, сужение ходов органов дыхания из-за простуды, аллергии, проводят терапию медпрепаратами. Жаль, но этот вариант терапии не всесилен. Таблеток, которые бы вылечили от храпения, нет. Спреи, таблетки применяют для устранения причин, вызывающих храпящие звуки, но не самого апноэ.

Сомнолог, терапевт, ЛОР могут назначать таблетки для смягчения горла при простуде, средства для похудения, препараты, снимающие отек при аллергии. Применять медикаменты не всегда выгодно, ведь у них большой список побочных эффектов.

Внутриротовые аппликаторы

При СОАС, позиционном и неосложненном похрапывании врачи могут назначать применение внутриротовых аппликаторов. Они представляют собой специальные приспособления:

• капы;
  • аппликаторы;
  • специальные шины.

Этот вариант лечения несложный. Минус в том, что эффективен он в исключительных случаях. Предназначены аппликаторы для выдвижения кпереди челюсти, удержания корня языка. Так происходит увеличение просвета глотки. Результат подобного лечения сильного храпа наблюдается только в случае использования капы, которую вам изготовили на заказ. Изготовители учитывают анатомические особенности клиента. Поэтому приобретение такой продукции в аптеке считается напрасной тратой денег.

Клипсы, пластыри

Когда храпящий звук возникает из-за затрудненного дыхания носом, можно воспользоваться клипсами, пластырем. Помогают они только при простуде.

Оперативный метод терапии

В случае с неосложненным храпом, апноэ, спровоцированными аномалией челюсти, глотки, эффективным окажется оперативное лечение апноэ. Врачи решают проводить хирургическое вмешательство лишь в определенных случаях. Ведь любое оперативное вмешательство считается серьезным стрессом для организма.

Оперативный метод лечения храпа

Многие пациенты не решаются на хирургию, ведь операция предполагает ряд рисков:

• кровотечения после вмешательства;
  • прохождение длительного периода восстановления;
  • риск повтора апноэ;
  • риск попадания инфекции внутрь раны;
  • нагрузка на ССС, систему дыхания из-за наркоза.

Операция для лечения храпа считается целесообразной только при следующих аномалиях путей дыхания: искривление перегородки носа, аденоиды, полипы.

Радиоволновая, лазерная терапия

Эти методы врачи используют в случае, когда храп провоцирует патологическое строение неба. Радиоволновое, лазерное лечение направлено на удаление небного язычка, части мягкого неба. Опасность этого метода в том, что после воздействия лазера образуется рубец. Со временем возможно затвердение участков на мягком небе, что также может провоцировать храпение.

Терапия лазером может вызывать такие побочные эффекты:

• сужение глотки;
  • голос становится гнусавым;
  • дыхание может нарушаться.

Радиоволновая терапия направлена на уменьшение количества мягких тканей в области глотки. В этом случае рубец формируется под слизистой. Переносят пациенты такой вид оперативного вмешательства легче и у него меньше побочных эффектов.

Стимуляция подъязычного нерва

Этот метод используют в случае, когда слишком ослаблен тонус мягких тканей глотки (в области задних отделов). Чтобы обструкция в районе глотки не возникала, также выполняют имплантацию генератора импульсов под кожу. Вводят имплантант в зону под ключицу. Незначительная электростимуляция подъязычного нерва повышает тонус мышц.

СИПАП-терапия

Этот метод лечения применяют при СОАС. Суть процедуры в использовании специальной аппаратуры. Она необходима для лечения обструктивного апноэ, сопровождающегося храпом. Область обструкции расширяется потоком воздуха, подаваемым в маску. Благодаря подаче воздуха путы дыхания расширяются, стабилизируются. Благодаря СИПАП-терапии человек высыпается, ночной сон его полноценный.

СИПАП-терапия

Эффект от указанного метода лечения заметен уже в первый день. Но стоимость этого метода высокая, а ее длительность значительная. К тому же необходимо регулярно проходить терапевтический курс.

СИПАП-терапию считают наиболее универсальным, эффективным методом терапии храпа, апноэ. Она способна избавить пациента от похрапывания и всевозможных осложнений СОАС. Благодаря безопасности метода, аппарат можно использовать дома.