Лечение храпа

Особенности диагностики и лечения храпа

Раздающийся среди ночи храп способен нарушить даже самый крепкий сон. Регулярные пробуждения отрицательно сказываются на физическом, моральном состоянии человека. От явления страдают не только ближайшие члены семьи человека, который храпит, но и он сам. Нередки случаи, когда больной начинает просыпаться от себя самого, так как звук становится запредельно громким. Храп — это сигнал, указывающий на наличие заболевания.

Храп, особенно у мужчин, считается нормой. Если он не доставляет неудобств больному и окружающим, то о лечении проблемы обычно не идет речи. Однако, это явление категорично нельзя игнорировать, так как в любой момент оно может привести к апноэ — остановке дыхания. Безобидная, на первый взгляд, особенность — это симптом развивающейся патологии.

Нередко лечение храпа пытаются провести, используя домашние методики. К ним можно отнести лечебные пластыри, сосудорасширяющие препараты, народные средства. Самолечение не только неэффективно, но и опасно. Неправильная терапия только ухудшает общее состояние больного. Назначать лечение должен только врач после детальной диагностики.

Если человек храпит на протяжении долгих лет, то это совсем не говорит о том, что он полностью здоров и ему ничего не угрожает. Симптом может обостриться после 60 лет и значительно сократить продолжительность жизни.

Что такое храп и чем он опасен?

Храп — неврологическое расстройство. Оно характеризуется появлением неприятного хриплого звука в носоглотке во время процесса сна. Он образуется за счет вибрации мягких тканей в момент, когда воздух проходит через глотку. Явление возникает за счет влияния различных факторов. Оно никогда не бывает беспричинным.

Опасность симптома заключается в следующем:

• Повышается риск остановки дыхания ночью.
  • Появляется дневная сонливость.
  • Человек чувствует себя хронически уставшим, так как количество поступающего кислорода снижается на 35%.
  • Усугубляются имеющиеся хронические заболевания.

Храп с возрастом усиливается. Со временем к нему присоединяются дополнительные симптомы:

• Частые пробуждения во время сна.
  • Одышка.
  • Головная боль после пробуждения.
  • Тяжесть в голове.

Мужчины страдают от симптома чаще, чем женщины на 57%. Это зависит не только от показателей здоровья, но и от того, какой образ жизни ведет конкретный человек.

Причины

Появление симптома связано как с временными, так и с преходящими факторами. Правильное выявление причины храпа значительно увеличивает шансы на быстрое выздоровление.

Общие:

• Лишний вес.
  • Курение.
  • Употребление алкоголя (особенно в вечернее время).
  • Использование успокоительных препаратов.
  • Неудобная поза для сна, приводящая к пережатию гортани.

Заболевания:

• Гипертония (повышенное кровяное давление).
  • Инфекции дыхательных путей (гайморит, ринит, другое).
  • Полипы.
  • Воспаления гортани.
  • Аденоиды.
  • Заболевания щитовидной железы.
  • Проблемы функционирования гипофиза.

Патологии:

• Искривления перегородки носа.
  • Узость носовых проходов.
  • Узость глотки.
  • Увеличение мягкого неба.
  • Микрогнатия.
  • Ретрогнатия.
  • Макроглоссия (большие размеры языка).
  • Удлиненный нёбный язычок.
  • Деформация строения челюсти.
  • Неправильный прикус.
  • Возрастные изменения в строении носоглотки.

Способствовать возникновению явления могут повреждения нервной системы. В таких случаях врач подбирает индивидуальную тактику лечения, которая направлена и на подавление основной проблемы и второстепенных симптомов.

Храп у мужчин

Мужчины значительно чаще страдают от деликатной проблемы со сном, чем женщины. К тому же, представители сильного пола могут начать храпеть даже в молодом возрасте. Причин тому может быть несколько, а именно:

• Ранее употребление алкоголя, курение.
  • Искривление носовой перегородки.
  • Недостаточная забота о здоровье.

Последствия для мужского организма при полном игнорировании симптома — серьезны. Если близкие обратили внимание на то, что симптом стал интенсивней, то человека нужно обязательно показать врачу. Храп во сне у мужчин рано или поздно приводит к обструктивному апноэ. Это влечет за собой такие последствия:

• Повышение артериального давления.
  • Аритмия.
  • Инфаркт миокарда.
  • Инсульт.
  • Раздражительность.
  • Хроническая сонливость.
  • Низкая работоспособность.
  • Ощущение разбитости.

Регулярное кислородное голодание приводит к эректильной дисфункции и другим симптомам низкого либидо. От этой проблемы не застрахованы как взрослые, так и совсем молодые мужчины.

Храп у женщин

Храп во сне у женщин до сих пор ассоциируется с чем-то постыдным, неестественным. Именно поэтому многие девушки, столкнувшись с этим симптомом, стесняются о нем говорить. Поход к врачу в этом случае откладывается на неопределенный срок. Такое решение только усугубит недуг и повлечет за собой развитие второстепенных патологий.

У женщин проблемы со сном могут появиться по тем же причинам, что и у мужчин. Одно из немногих отличий заключается в том, что они, как правило, возникают значительно позже (чаще после 50 лет). Связано это преимущественно с изменениями гормонального фона в период климакса.

К группе риски относят женщин, страдающих от следующих нарушений:

• Сахарный диабет.
  • Аллергия.
  • Сильное ожирение.

Многие пациентки волнуются только из-за звукового проявления своей проблемы, абсолютно не обращая внимания на угрожающие последствия. Если оперативные методики лечения не помогают (смена позы для сна, отмена приёма седативных препаратов), то в ближайшие дни стоит посетить специалиста.

Диагностика храпа

Основная цель диагностики заключается в выявлении главной причины, провоцирующей развитие храпа. Специалисты центра «Юг-клиника» применяют широкий арсенал исследовательских методик. Они позволяют наиболее точно выявить диагноз и приступить к эффективному лечению. Что предлагает наша клиника медицины сна?

• Сбор анамнеза — он включает в себя осмотр, изучение имеющейся клинической картины. Врачи изучают специфику симптома, уточняют наличие апноэ, частоту просыпаний, удушья.
  • Объективное инструментальное обследование — включает в себя осмотр всей носоглотки. На данном этапе доктор обязан исключить нарушения в строении челюсти и других частей дыхательного аппарата.

Для уточнения диагностической картины доктор может назначить дополнительные исследования. Они включают в себя:

• Электроэнцефалограмма.
  • Электроокулограмма.
  • Миограмма с передних большеберцовых мышц.
  • Миограмма ороназального потока.
  • Электрокардиограмма.

Если диагностика и дополнительные методы обследования не могут предоставить полной клинической картины, специалисты принимают решение о проведении тестирования. Оно помогает точно обнаружить наличие апноэ и выявить особенно настораживающие элементы.

Методы лечения

Коррекция сна проходит поэтапно. Избавиться от недуга за одну ночь невозможно. Только полное изменение привычного уклада жизни приводит к выздоровлению. Обойтись полумерами при диагнозе нельзя. Симптом стремительно вернется обратно при первом же нарушении схемы лечения.

Методы лечения храпа

Если жизни пациента ничего не угрожает, то врачи назначают ему консервативную терапию. Когда в основе недуга лежит конкретное заболевание, врач разрабатывает индивидуальный план. Он направлен на максимально бережное выведение пациента из патологического состояния.

Врачи центра в Ростове «Юг-клиника» работают без выходных. Наши профессионалы готовы в любой момент предоставить подробную консультацию, направить вас на лечение.

Общие мероприятия

К консервативному лечению относят:

• Применение вспомогательных устройств, позволяющих принимать правильную позу для сна. Преимущественно они корректируют положение головы. К ним относят капы, загубники, ремни для челюсти.
  • Фармакотерапия.
  • Психотерапия.
  • Снижение массы тела (разрабатывается диета, практический курс занятий).
  • Гимнастика для тренировки дыхательных путей.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Обустройства места для сна в соответствии с рекомендациями доктора.

Врачи рекомендуют комбинировать применение вспомогательных приспособлений и лечение, назначенное доктором. Так у вас получиться достигнуть стабильно устойчивого результата.

Хирургическое лечение

Если проблема кроется в ЛОР-патологиях, то врачи делают упор на малоинвазивное вмешательство. Оно актуально в тех случаях, когда необходимо устранить мелкие дефекты и симптомы, мешающие качественному сну. К ним относят:

• Аденоиды.
  • Длинный нёбный язычок.
  • Полипы.
  • Небольшое искривление перегородки.
  • Мягкая задняя стенка.
  • Воспаленные нёбные миндалины.

Хирургическая терапия невозможна, если больному диагностировано апноэ. Оно требует осторожности. После вмешательства отекает слизистая, что может стать причиной внезапного приступа удушья.

Другое

В некоторых случаях врач может посоветовать СИПАП-терапию. Во время неё пациент пользуется аппаратом, который поддерживает оптимальное давление воздуха в дыхательных путях. Таким образом человек может спать всю ночь спокойно, не задыхаться. Этим устройством пациент может легко пользоваться в домашних условиях. Оно не требует специальных навыков. Его настройкой занимается врач. К самостоятельной эксплуатации аппарат не рекомендуется.

Дополнительно доктор может сделать упор на медикаментозную терапию. Это необходимо, если у человека диагностированы заболевания, которые косвенно влияют на появление храпа. К ним относят:

• Диабет.
  • Гипертонию.
  • Заболевания щитовидной железы.

Профилактика

Независимо от того, какой метод лечения выбрал для вас врач, профилактика храпа необходима и в дальнейшем. Следование некоторым простым правилам позволит избавиться от неприятного симптома на долгие годы. Рекомендации выглядят следующим образом:

• Следует ограничить употребление алкоголя. Не позволять себе принимать его вечером.
  • Рекомендуется полностью отказаться от курения. Оно не только провоцирует раздражение носоглотки, но и способствует развитию онкологических заболеваний.
  • Если вы страдаете лишним весом, то массу тела нужно откорректировать. Будут полезные дробное питание, физические нагрузки.
  • Регулярно проходите полное медицинское обследование, чтобы быть уверенным в состоянии своего организма и исключить появление новых симптомов.

Записаться на приём к врачу в клинику медицины сна «Юг-клиника» можно уже сегодня. Наши специалисты проведут обследование и назначат эффективное, безопасное лечение.